Привязанность – это тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком.
Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.
Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать. В соответствии с возрастными особенностями существуют способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
- грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
- носить его на руках или в слинге;
- позволить ребенку кормить маму или папу;
- практиковать совместный сон;
- совместный отдых днем (родитель может не спать, просто поваляться, обнявшись с малышом);
- обнимать и целовать малыша;
- делать массаж;
- улыбаться друг другу;
- гладить свое лицо руками малыша;
- проговаривать потешки, стихи, используя различные интонации;
- играть в совместные игры, например, в «ку-ку», ладушки, сорока-белобока;
- танцевать и петь вместе;
- рассматривать картинки, читать книги;
- гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
- рисовать вместе пальчиковыми красками.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле мамы и папы, но и будучи похожим. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях.
Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
- взять с собой в магазин за продуктами;
- катать в тележке;
- постарше – доверить катать тележку;
- еще постарше – передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе;
- дать нести маленький пакет из магазина, «как мама\папа»;
- в зависимости от рода занятий родителей поиграть в «мама работает», «папа работает»;
- носить одинаковую одежду разных размеров;
- носить похожие аксессуары – бусы, шляпы, шарфы, бейсболоку;
- дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник;
- помочь с мытьем посуды или уборкой в доме;
- разрешить помочь с готовкой простых блюд – засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду;
- печь вместе вкусняшки: пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье;
- дать нажать кнопку запуска стиральной машины;
- мыть машину с папой;
- копаться в саду с мамой;
- поливать цветы, посадить огород на подоконнике — выращивать разные съедобные травы из семян или мандарин из косточки;
- строить вместе домики и шалаши;
- провожать работающего родителя (бабушку, гостей) махать в окошко;
- придумывать секретные знаки и шепчитесь на ушко;
- передавать поцелуи и обнимашки через ребенка;
- заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь. В этот момент давать поиграться с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутить-повинтить;
- дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки;
- делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи;
- следы на песке (или на снегу). Первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
- разрешайте злиться и учите ребенка конструктивно выражать негативные эмоции, выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
- выделите индивидуальное время для детей – сходите в торговый центр, кафе, кино… выберите развлечения, которые будут интересны всем;
- если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
- занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
- научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
- устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
- валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
- играйте в «обнимашки», «боритесь» на диване или полу;
- пойте в караоке в один микрофон, танцуйте вместе под музыку;
- вместе играйте, рисуйте, лепите, читайте;
- совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
- качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке, зимой лепите снеговиков;
- разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим.
Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
- проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
- одевайте ребенка, если он просит этого;
- кормите его с ложки, если он просит и хочет (даже если сам давно умеет);
- разрешите покормить вас, если он желает этого;
- смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
- придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
- одобряйте друзей ребенка;
- разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
На пятом году дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не подражая, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
Он поёт песни о любви и рисует сердца.
- распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
- ищите маму и папу на фотографиях, где много людей.
- рассматривайте вместе фотографии, на которых ребенок еще маленький.
- рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
- рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
- звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течение рабочего дня вместе;
- доверяйте ребенку свои чувства – я сегодня рассердилась, когда… мне было грустно оттого… я так радовалась в тот раз…
- просите прощения у ребенка в случае срыва или, когда вы не правы;
- называйте чувства ребенка «Я вижу, что тебе сегодня грустно…», «Мне приятно, что тебя это радует…» и т.д.;
- применяйте при разговоре активное слушание;
- всегда обсуждайте возникающие конфликты и ссоры только после того, как страсти и эмоции улеглись;
- обнимайтесь всей семьей.
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
Этот возраст приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребёнок начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Формируется психологическая привязанность. Это самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый, родителям необходимо быть очень чуткими.
- не забывайте обнимать при любом удобном случае;
- разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
- читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.
- введите традицию перед сном рассказывать самим «3 +» и «3 -» события и приучите ребенка делиться с вами;
- доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
Подростковый возраст (от 10 лет и старше)
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
- пишите сообщения без повода и желайте «Доброе утро, отличного дня!». Для взрослых, отдельно гуляющих детей — встречайте и провожайте каждый раз, доброе слово и родное лицо перед уходом очень важно;
- не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, обязательно с его согласия;
- обращаться за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверенно (разобраться в компьютере или телефоне);
- советуйтесь с ним перед принятием решений не только касательно его, но и общесемейных вопросов;
- применяйте на практике активное слушание;
- слушать подростка, когда он начинает говорить, а не когда у вас есть время или договоритесь через сколько минут вы сможете его выслушать;
- интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
- развивайте у него критическое мышление, учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
- проводите общее время (кафе, прогулки);
- запишитесь на курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).
Это список альтернатив – выбирайте, что нравится, в зависимости от вкусов и желаний своей семьи. Что не нравится – пропускайте, ищите свое, дополняйте и расширяйте.
Просмотров: 108